Меры защиты детей от инфекций во время учебного года обсудили в Общественной палате
Источник: Пресс-центр Общественной палаты РФ
11 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Обеспечение гигиены в образовательных учреждениях».
В дискуссии приняли участие представители сферы образования, здравоохранения, предприятий химической отрасли, а также общественности. Модераторами дискуссии выступили председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко и член Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Вадим Ковалев.
В работе круглого стола приняли представители Национальной организации дезинфекционистов, в том числе президент НОД, руководитель ГУП МГЦД Павел Юнаков.
Среди главных тем, поднятых на круглом столе, — текущее состояние системы обеспечения гигиены в образовательных учреждениях; меры по защите детей от различных инфекций в преддверии начала учебного года с учетом пандемии коронавируса; вызовы в области обеспечения гигиены в образовательных учреждениях.
Одной из основных проблем, выявленных участниками дискуссии, стал вопрос методики применения антисептических и дезинфицирующих средств в образовательных учреждениях. Например, по рекомендациям Роспотребнадзора и Всемирной организации здравоохранения для дезинфекции рук учащихся в школах следует применять кожные антисептики на основе спирта.
Директор ФБУН «НИИ дезинфектологии» профессор Николай Шестопалов заявил: «Спирт в высоких концентрациях горит, а дети — публика любопытная. Поэтому нужно обеспечить их аккуратное обращение со средствами защиты. Отдельный вопрос: мы не рекомендуем кожные антисептики на основе спирта для младших школьников, поскольку многочисленные обработки представляют собой существенную нагрузку на организм. Для младших школьников нужно ограничивать количество обработок и давать возможность чаще мыть руки с мылом». Аэрозольную же обработку эффективнее и безопаснее заменить регулярными проветриваниями помещений.
Кроме того, существует проблема некачественной дезинфицирующей продукции. По словам Николая Шестопалова, в обороте находится огромное количество средств, называющих себя дезинфицирующими, но по факту таковыми не являющимися.
Как добавил советник президента национальной организации дезинфекционистов Константин Зубков, в Московском городском центре дезинфекции ведутся глубокие анализы, но на 300–500 препаратов рабочими оказываются около 20. И если высокая концентрация чревата отравлением детей, то низкая — созданием супербактерии: «Имея заниженные концентрации, такие средства вырабатывают резистентность некоторых вирусов и бактерий, что усложняет борьбу с ними. В условиях скоплений людей с низким иммунитетом это недопустимо».
Еще одним аспектом данной проблемы становится ориентация заказчика в лице образовательных учреждений на низкую цену. В этой связи на заседании предложили более активно привлекать родительские комитеты к общественному контролю за процедурой закупки. Только препараты, прошедшие необходимые испытания, получившие свидетельство о государственной регистрации и имеющие инструкцию, могут применяться для дезинфекции школ и детских садов. К сожалению, публикация допустимых для обработки средств на сайте Роспотребнадзора невозможна из-за огромного количества препаратов, а также необходимости соблюдать рекламное законодательство страны.
Тем не менее вице-президент по корпоративным отношениям Unilever в России Ирина Бахтина предложила публиковать антисписки с целью привлечения производителей некачественной продукции к экономической ответственности.
Кроме того, Наталья Кравченко выступила с инициативой запроса в Роспотребнадзор на соответствие конкретного списка средств санитарно-эпидемиологическим нормам, а также предложила сделать публичной данные о дезинфицирующих средствах, которые закупает учреждение для обработки поверхностей.
В сфере методологических проблем одной из важных оказалось разделение потоков обучающихся и работа учителей.
«Нужно развести детей, чтобы не было больших скоплений людей в рекреациях, столовых и других помещениях. Кроме того, нужно решить проблему с занятостью учителей — тем, как правильно сформировать учебный процесс и не перегрузить наших учителей, которые, наверное, сейчас возьмут на себя очередную долю нагрузки по соблюдению всех мер безопасности. Здоровье и безопасность вышли на первый план, но нам нужно помнить и о качестве образовательного процесса», — поделилась своим видением депутат, заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке Лариса Тутова.
Есть необходимость проводить более тщательную разъяснительную работу с родителями и детьми, подчеркнула заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Москвы по образованию и науке Людмила Мясникова: «Прежде чем говорить о детях, надо подумать о родителях. Все, что наши дети понимают, им даем мы с вами — наше с вами отношение к перчаткам, маскам, к тому, как мы моем руки; как проводим дезинфекцию, насколько это вообще серьезно. Все это нужно в первую очередь донести до родителей. Как только они все это осознают, они оперативно перестроятся под новые реалии».
Отдельный вопрос — взаимодействие врачей, учителей и родителей — подняли представители медицинского сообщества.
Начальник отдела организации первичной медико-санитарной помощи детям и матерям Департамента здравоохранения Москвы Наталия Букавнева заявила: «Основная работа, которая лежит на медицинских работниках в образовательных организациях, — проведение профилактических мероприятий: вакцинаций и профосмотров. В отсутствие школьников медработники работают непосредственно в детских садах. Сейчас ведется подготовка к началу учебного года: разрабатывается план мероприятий, который уделяет большое внимание здоровью школьников, выявлению заболевших и своевременной изоляции. К концу сентября — началу октября планируется сезонная вспышка ОРВИ, большая нагрузка ляжет на участковую сеть, поэтому нам важно работать в школах вместе с родителями и учителями: проводить термометрию, напоминать родителям о необходимости остаться дома, если ребенок не очень хорошо себя чувствует».
Был поднят к будущему обсуждению и вопрос обеспечения гигиены в учреждениях дополнительного образования — спортивных, музыкальных школах, домах творчества, поскольку многие родители могут отказаться от их услуг, чтобы не увеличивать число контактов ребенка.
Подводя итоги круглого стола, Вадим Ковалев и Наталья Кравченко отметили главный вызов, стоящий в сфере обеспечения гигиены в образовательных учреждениях — вопрос информирования: «Есть огромный запрос на правдивую информацию. Наша ответственность состоит в том, чтобы помочь учреждениям образования, поскольку немало дополнительной нагрузки свалилось на директоров, административный персонал и учителей школ и детских садов. Методические рекомендации для учителей и родителей — то, что нужно сделать в первую очередь для защиты детей от инфекций. Мы можем в этом помочь».